Согласно статистике, в различных религиозных общинах Японии состоит более 200 миллионов
человек. Население же составляет всего 127 миллионов. Причина парадокса в том, что большинство японцев исповедуют несколько религий одновременно.
Быть разом буддистом и синтоистом, а между делом еще и захаживать в католическую церковь – это нормально. Нормально вступать в брак по синтоистскому
обряду, а провожать в последний путь по буддийскому. Верить во что-то одно или вообще ни во что тоже нормально. Причины такой терпимости стоит
искать не только в глубинах духовной истории, но и в глубоко светском образе жизни современного японского общества. Глядя на обилие храмов,
украшающих городские и сельские пейзажи Японии, можно подумать, что религия здесь играет значимую роль. Это не так.
За небольшими исключениями она присутствует в жизни общества ненавязчивым культурным фоном, а вопросы веры не актуальны для
большинства современных японцев.
Наибольшее распространение имеют синтоизм и буддизм. Синто («путь богов») – традиционная религия Японии, в основе которой лежит поклонение
силам природы. Синто включает в себя большое количество локальных верований со своими богами («ками»), главным же божеством синтоистского
пантеона является богиня солнца Аматэрасу («озаряющая небеса»). Император Японии считается ее потомком по прямой линии.
Синто - довольно приземленная религия, близкая к повседневной жизни. Эту близость можно
почувствовать, оказавшись на одном из многочисленных праздников, посвященных местным богам и проходящих в течение года по всей стране.
Синто не обладает развитой теологией и философией, не требует от последователей соблюдения каких-либо сложных правил. Его ритуалы незатейливы:
зайти в храм, дернув за ленточку позвонить в колокольчик или просто хлопнуть в ладоши, чтобы привлечь к себе внимание «ками»,
и мысленно обратиться к нему с молитвой о повышении по службе или успешной сдаче экзаменов.
Синтоистские храмы легко опознать по непременному атрибуту – характерным воротам «тории» (на самом деле это не ворота, а насест, на котором
сидел петух, который своим кукареканьем выманил Аматэрасу из пещеры, в которую она спряталась, обидевшись на дурное поведение одного из своих
божественных родственников). Увидев их, знайте, что здесь живут боги древней Японии.
На такую почву в 6 веке н.э. из Кореи пришел буддизм, был воспринят тогдашними «правящими элитами» и в дальнейшем процвел в самых разнообразных
течениях. Распространение буддизма было тесно связано с развитием искусства и культуры средневековой Японии. Особенно велик вклад учения дзэн,
обретшего высокую популярность у воинского сословия.
Хотя ограниченные конфликты временами случались (скорее по политическим, чем собственно религиозным
причинам), приход новой религии, в отличие от западного мира, обошелся без массовых гонений на исконное язычество. Таким образом, история
благополучного в целом сосуществования буддизма и синто насчитывает уже полторы тысячи лет.
По-настоящему же масштабными и жестокими были репрессии против христиан в конце 16 – начале 17 века, оставшиеся мрачной страницей в религиозной
истории Японии (хотя и здесь всему виной стала политика по избавлению от европейского присутствия). Христианство в Японии было уничтожено и возродилось
лишь в конце 19 века. Сейчас это третья по численности последователей конфессия после буддизма и синто.
|