о сайте&new  места  люди  инфо  здесьбылЯ  исткульт  японовости    facebook japanalbum.ru японский альбом

Транспорт

Япония – железнодорожная страна. В ней не так много мест, куда нельзя доехать по рельсам, а к некоторым так и вовсе ведут несколько параллельных линий. Если не мешают землетрясения и другие ЧП, поезда ходят строго по расписанию, в вагонах культурно и чисто. Места сидячие, спальные – редкость и скорее проходят по разряду экзотики.

Наземным железнодорожным транспортом удобно пользоваться не только для междугородних поездок, но и внутри городских агломераций, прежде всего в Токио. Помимо этого в крупных городах есть разветвленные сети метро.

После приватизации 1980-х железные дороги Японии стали частными. Крупнейшая компания – Japan Railways (JR). Ей принадлежат 70% всех путей страны, включая скоростные «синкансэн» (см.ниже). Кроме нее действует много мелких компаний, занимающихся в основном местными перевозками. Для приобретения билетов желательно знать, на чьей именно линии находится цель вашей поездки, хотя в большинстве случаев поезда JR доставят вас по назначению.

Железнодорожная система может на первый взгляд показаться сложной в употреблении. Но разобраться вполне по силам, тем более что альтернативы все равно практически нет.

Поезда в Японии бывают двух типов: скоростные «синкансэн» и все остальные. Синкансэн – это главное достижение японской железнодорожной мысли. Первая линия была открыта в 1964 году, скорость движения тогда составляла около 200 км ч. Сейчас максимальная скорость – 300 км ч, а сеть скоростных линий связывает большинство крупнейших городов. Самая популярная и самая загруженная в мире железнодорожная линия – Токайдо, связывающая Токио и Осаку с остановками по пути в ряде других городов, включая Киото (который не миновать ни одному заезжему путешественнику). Скоростные поезда на линии Токайдо различаются по количеству остановок: «Kodama» - самый медленный и дешевый, «Hikari» - средний и «Nozomi» - самый быстрый и дорогой. Платформы синкансэн на станциях легко находятся по большим вывескам с надписью «shinkansen».

Куда не доехать синкансэном, туда ходят обычные электрички. Они также дублируют все скоростные магистрали и связаны с ними пересадочными узлами. Как и синкансэн, простые поезда различаются по количеству остановок: “local” с остановками на каждой станции, “rapid”, “express” и, наконец, “limited express”, останавливающийся только в крупных городах. Чем «быстрее», тем дороже билет. Тип поезда, станции назначения, остановок и прочая информация на английском языке приводится на электронных табло станций.

Тому, кто думает, будто знает, что такое большой вокзал, надо побывать в Японии для того, чтобы понять всю глубину своего заблуждения. Центральные транспортные узлы японских мегаполисов, например, токийские Синдзюку или Токио, представляют собой многоэтажные формации гигантской площади и сложной структуры, незаметно перетекающие в окружающие их городские кварталы. С непривычки ориентироваться в них довольно непросто. Главное – сохранять спокойствие и следовать указателям, а если что – обращаться за помощью к станционному персоналу или к прохожим.

Билеты на локальные поездки, а также на метро, продаются в автоматах на станциях. Над автоматами висит схема маршрутов . Находите на схеме пункт вашего назначения, под его названием увидите стоимость проезда туда от станции, на которой находитесь, и покупаете в автомате билет на эту сумму. Если не находите – значит, вам надо далеко. В этом случае ищите кассу. Билеты на дальние поездки, в том числе на поезда синкансэн, приобретаются в кассах вручную.

На платформу попадают через автоматический турникет – он проглотит билетик и выплюнет его уже на другой стороне. Не забудьте забрать и сохранить: выход с платформы в пункте назначения тоже осуществляется через турникет с помощью того же билета.

Билетные автоматы просты в обращении и как правило имеют англоязычную опцию. Названия станций на схемах тоже обычно дублируются латиницей.

Хороший способ обойтись без хлопот с покупкой билетов – заранее приобрести “Japan Rail pass” (JR pass). Это проездной билет, позволяющий иностранцам пользоваться всеми поездами компании Japan Railways на всей территории Японии в течение определенного времени – недели, двух или трех. Единственное ограничение – JR Pass нельзя использовать на самом быстром синкансэне, “Nozomi”.

Недельный JR pass стоит около 270 долларов США. Ваучер на JR pass можно купить только за пределами Японии (в России ими торгуют некоторые туристические агентства). По прибытии в Японию, прямо в аэропорту или, если не горит, как-нибудь потом на больших станциях, ваучер надлежит обменять собственно на билет. Конкретные даты начала и окончания действия JR pass в рамках купленного срока определяются в момент обмена. Проездной предъявляют станционному служащему в фуражке, который сидит сбоку от турникетов, и проходят на платформы.

Поезда дальнего следования (синкансэн и limited express) имеют в своем составе вагоны с резервированными местами, отмеченные надписями «reserved». Резервированные билеты стоят несколько дороже свободных (“non-reserved”) и продаются в кассах на определенный рейс, в определенный вагон и на определенное место. Обладатели JR pass могут получить резервированное место бесплатно, обратившись в кассу на станции. Свободные места дают гибкость: путешественник не привязан ни к какому времени, может сесть в любой свободный вагон на любое свободное место в поезде нужного направления. Но «сесть» может и не получиться. Не исключено, что в пиковые часы и сезоны в «свободном» вагоне придется всю дорогу стоять в давке, не говоря уже о проблемах с размещением багажа. Резервирование мест избавляет от этих проблем. На локальных поездах, в том числе внутригородских, все места свободные. Перемещаться на них в час пик с большими чемоданами – опыт не из приятных. Лучше потратиться на такси.

Особо нежным пассажирам поезда дальнего следования предлагают «зеленые места» (“green seats”). Речь не об экологии, а о повышенной комфортности соответствующих вагонов – побольше места для ног, поудобнее кресла. Стоит дополнительная благодать на 30-50% дороже. Все «зеленые места» являются резервированными.

Поездки железнодорожным транспортом предполагают выполнение нескольких несложных правил. Ожидать прибытия поезда следует не абы как, а в очередях, которые выстраиваются на платформе у разметок, обозначающих места открытия дверей вагона. Это правило особенно актуально для вагонов со свободной рассадкой. На некоторых линиях токийского метро и городской электрички в час пик выделяются вагоны «только для женщин». Обращайте внимание на то, кто стоит в очереди, к которой вы собираетесь пристроиться. Соблюдайте тишину. В общественном транспорте полагается отключать звуковой сигнал мобильного телефона и воздерживаться от громких разговоров. Если приспичит поговорить, лучше выйти в тамбур или, на худой конец, приглушить голос. Места для пассажиров с детьми, стариков и инвалидов (“silver seat”) обозначены понятными пиктограммами. Курить в японских поездах, как ни странно, бывает можно. Но только в строго отведенных местах. В составах дальнего следования, в том числе синкансэн, обычно имеются курилки и даже целые курящие вагоны.

В работе японских электричек случаются ночные перерывы. Большинство линий прекращают работу около часа ночи. Синкансэн отдыхает с 0.00 до 06.00. Выдвигаясь далеко от места постоянной дислокации, заранее поинтересуйтесь, когда отходит последний обратный поезд.

То, что было сказано в самом начале про отсутствие альтернатив, не следует понимать буквально. Имелось в виду лишь то, что железнодорожный транспорт в Японии оптимален для перемещений и на близкие, и на дальние расстояния. Но альтернативы железным дорогам, конечно же, есть.

Междугородные автобусы стоят заметно дешевле поездов, но и ходят намного медленнее. Ночные автобусные переезды могут иметь смысл для тех, кто хочет сэкономить, не считаясь с комфортом. Билеты покупают в кассах на станциях отправления, находящихся, например, при больших жд-вокзалах. На местных автобусных линиях довольно сложна система оплаты, к тому же она может отличаться от в зависимости от компании-перевозчика. В целом так: при входе (обычно через заднюю дверь) берете из специального автомата билетик с номером, перед своей остановкой сигнализируете водителю нажатием кнопки, смотрите на электронном табло сумму к оплате, соответствующую номеру билета, на выходе через переднюю дверь опускаете денежку в специальную машинку рядом с водителем, если нет без сдачи – меняете в другой машинке, тоже рядом с водителем, а потом уже опускаете. Уф. Если вдруг окажетесь в ситуации, когда без автобуса не обойтись, придется эту систему осваивать. Несколько проще дело обстоит в Киото, где плата за проезд в пределах города не зависит от расстояния.

Самолеты по Японии тоже летают и на большом расстоянии могут реально сэкономить время по сравнению со скоростным поездом. Стоят дороже, но есть хорошие скидочные программы для иностранцев (например, experience Japan).

Для справки приведем стоимость и продолжительность переезда Токио – Хиросима ( половина острова Хонсю) разными видами транспорта: Синкансэн – 4-5 часов, 18000 иен; Автобус (ночной) – 12 часов, 11600 иен, можно найти и более дешевые варианты; Самолет – 1,5 часа не считая времени на переезды и предполетные процедуры, 31000 иен.

Фото:
By Kubotake (Shinkansen 500series) [CC BY 2.0], via Wikimedia Commons
Александр Лапшин



о сайте&new    места    люди    инфо    здесьбылЯ    исткульт    японовости    контакты    fb