о сайте&new  места  люди  инфо  здесьбылЯ  исткульт  японовости    facebook japanalbum.ru японский альбом
ТАСС (заголовки кликабельны):                      Япония выразила сожаление в связи с докладом ООН по аресту Карлоса Гона                      Премьер Японии считает, что борьба с изменениями климата должна привести к росту экономики                      На востоке Японии произошло землетрясение магнитудой 5,8                      Япония частично приостановит программу поддержки туризма на фоне роста заражений COVID-19                      Капсула зонда "Хаябуса-2" приземлится в Австралии 6 декабря                     

Москва-Токио: любовь прошла (2)

Завянут ли помидоры в японских теплицах?

11/09/2017

Часть первая здесь

Партнеры. 16 декабря 2016
(с)РИА
Но не стоит спешить с сочувствиями к японской стороне, которую Кремль готовится выдоить досуха и, как всегда, кинуть. Пока что она ничем не пожертвовала, не считая политической репутации своего премьера. Есть определенные сомнения в том, что партнеры в принципе способны "дать" то, что от них хотят, а также и в том, что они этого не осознают.

Существуют ли вообще возможности для серьезного экономического сотрудничества между Россией и Японией? Обращенные к Японии призывы не "опоздать на поезд" слышны с позднесоветских времен. Тогда японцы в ответ вежливо улыбались, но времена меняются, и нынешние цинично задают вопрос - почему они должны гнаться именно за этим поездом, когда станций по всему миру полно и поезда с них отправляются регулярно.

Нельзя утверждать, что за все эти годы не сделано вообще ничего. Автосборочные производства и сахалинский завод СПГ действительно существуют и кочуют из справки в справку о двусторонних деловых связях к разным совместным мероприятиям. Вот и после последней встречи с Абэ Путин привел в позитивный пример сахалинские газовые проекты, как он (и другие) уже не раз делал прежде. Относительно новым стало упоминание о японских тепличных хозяйствах, которые, стартовав из Хабаровска, постепенно расползаются по всему ДФО. Вот, собственно, всё, что озвучил Путин.

Этот "перечень" в устах президента характеризует состояние экономических отношений лучше, чем все российско-японские "круглые столы" вместе взятые. Реальность такова, что новые проекты идут со скрипом и, бывает, стимуляцией сверху. Во Владивостоке с целью стимуляции как раз учредили совместный инвестиционный фонд в 1 млрд долларов с участием двух государственных структур. Первой инвестицией фонда стала покупка доли в российской компании Р-Фарм, принадлежащей А.Репику, председателю Российско -Японского Делового Совета - организации, призванной наводить мосты между бизнесом РФ и Японии.

Японские компании возят передвижное шапито своих достижений из Владивостока в Екатеринбург и обратно, а в следующем году, глядишь, доедут до Питера. Время от времени подписывают красивые, но не очень конкретные бумаги, как нынче во Владивостоке же по развитию ветрогенерации, не считая пяти десятков других меморандумов. Но по большому счету искренний интерес у японской стороны вызывает сырьё, отчасти энергетика.

Однако и туда инвестиции не льются рекой. Недавно сорвалось участие японского капитала в Русгидро и в Роснефти. К Эльгинскому угольному месторождению японские инвесторы присматриваются аж с 2004 года и наконец в ходе визита Путина в прошлом декабре подписали - угадайте, что? Правильно, опять меморандум о намерениях. То есть, перспективы по-прежнему унылые.

Завод СПГ на Сахалине
Не сошлись в цене, обычное дело. Однако за этим расхождением - фундаментальный разрыв в восприятии российской действительности. Помимо чисто экономических, "счетных" факторов цена инвестиционного актива всегда включает риски - чем они выше, тем ниже цена. Ножницы в их оценке между японскими инвесторами и российскимии продавцами выходят слишком большие.

Чего ж они так боятся? Да всё того же. Непредсказуемого законодательства, феерической регуляторики, коррупции, административных издержек. Многое наблюдается со стороны, кое-что изведано на собственном опыте. Когда Путин приводит в пример доброго сотрудничества сахалинские проекты, он вряд ли вспоминает о том, как больше 10 уже лет назад Газпром с административным тараном "зашел" в Сахалин-2, уполовинив доли японских, и не только, акционеров. Завод СПГ в итоге построили, но осадок остался. Про Сахалин же 1 с его многолетним боданием с тем же Газпромом лучше бы вовсе не упоминать. Кроме этих "историй успеха" были и другие.

Кто-то может назвать опасения японского бизнеса преувеличенными и даже неадекватными. Но, во-первых, они такие, какие есть, и меньше от насмешек не станут. Во-вторых, дело же не в адекватности, а в личном выборе, гнаться ли вот именно за этим поездом, рискуя свернуть себе шею, или спокойно переместиться на какую-то из соседних станций, с которых регулярно отходят красивые удобные поезда с недорогими билетами. Желающие гнаться, скорее всего, всё равно найдутся.

В правительстве РФ немало людей, которые все это хорошо понимают. Отсюда история с ТОРами и свободными портами (в последних японцы превыше всего ценят электронную визу). Но даже при самом благополучном развитии пройдет еще немало времени, прежде чем в Японии начнут подвергать пересмотру оценки российских рисков. До тех же пор новые проекты будут идти со скрипом. Но это ничего, ведь есть старая добрая торговля. Япония, несомненно, будет и дальше с удовольствием покупать за живые деньги то, что ей нужно - уголь, нефть, газ, а недавно, сообщали, начала импортировать колбасу. И продавать за живые же деньги то, что хотят здесь - да хотя бы оборудование для строящегося завода СПГ на Ямале.

Продолжение следует.



о сайте&new    места    люди    инфо    здесьбылЯ    исткульт    японовости    контакты    fb