о сайте&new  места  люди  инфо  здесьбылЯ  исткульт  японовости    facebook japanalbum.ru японский альбом

18.06.2017

Вниманию интересующихся предлагается несколько статей, посвященных реновации Токио к Олимпийским играм 2020 года. Опубликованы в японском издании Newsweek в августе 2016, однако, по мнению japanalbum.ru, не утратили актуальности.


Город-амёба и его неоновые мечты

Peter Tusker

Жемчужины Токио
"Приятно ли в этом городе?" Так ставила вопрос Джейн Джейкобс, автор книги "Смерть и рождение американских мегаполисов", исследователь отношений городов и людей. Она любила городскую неупорядоченность, тесные закоулки, оживленные перекрестки, "путаную вязь городских путей". Она не возражала против реновации и мегастроек, но увлекало ее дыхание улиц, "балет на обочинах".

Токио - не "красивый город". В нем есть неприглядные и низменные стороны. Однако Джейн Джейкобс он бы понравился. Здесь много мест, наполненных шумом жизни, по которым хочется ходить и ходить.

Оживленные торговые кварталы, лабиринты увеселительных заведений, извилистые улочки на задворках, по которым могут передвигаться только легковые машины - вот жемчужины Токио. По сравнению с ними туристические объекты вроде Токио СкайТри или Роппонги хиллз просто скучны.

Токио - мегаполис, где на территории радиусом в 50 км живут более 30 млн человек. Первый в мире по экономическому потенциалу. Как и Лондон, имеет несколько центров, но, в отличие от Лондона, между ними легко перемещаться благодаря эффективной системе общественного транспорта. Эта легкость передвижения служит опорой субкультуры и мелкого бизнеса Токио, который не мог бы жить только за счет локальных клиентов.

Токио СкайТри

"Порядок, скрытый в хаосе"

Систему общественного транспорта Токио никто не планировал. Невозможно планомерно создать систему, представляющую собой сложное сплетение 8 частных железнодорожных компаний, метро под городским управлением и магистральных и местных линий JR (бывшие государственные железные дороги). Как и сам Токио, эта сеть постепенно и органично расширялась, становилась всё более связанной и усложняется до сих пор.

Архитектор Асивара Ёсинобу назвал Токио "городом-амёбой", который процветает благодаря порядку, скрытому в хаосе. Этот скрытый порядок надо беречь. Из-за бездумной погони за чистотой, масштабом и светом Токио потеряет себя и станет похож на другие города.

Хороший пример - Симокитадзава. В результате реновации последних лет этот необычный район, схожий с нью-йоркским Гринвич Виллидж (полвека назад Джейн Джейкобс резко выступала против плана прокладки через него скоростной дороги), утратил былое очарование.

Токио 2020 года не тот, что был в 1964-ом. Смысл Олимпийских игр тоже другой. Игры 1964 года дали Токио шанс заявить о себе стране и всему миру. Поэтому, как и Пекин 2008-го, он был радикально разрушен и перестроен, а символом перемен стали сооружения из стекла и бетона. Разделено и общественное мнение. В 64-ом все пылали энтузиазмом, будущие же игры подвергаются большой критике. Вряд ли 52 года назад разбухший бюджет стал бы проблемой. Однако зрелое, набравшее опыта общество выдвигает альтернативы и возражения.

С годами большая амёба Токио замедляет движение. Но и сегодня она полна энергии, ее по-прежнему будоражат неоновые мечты. И покуда на первом месте будут интересы жизни горожан, Токио останется здоровым городом.

"К городам неприменима логика, - писала Джейн Джейкобс. - Планы городов следует подчинять не зданиям, а людям."


Защитить живую историю города

Regis Arnaud

Станция Харадзюку
Автор Rs1421 (собственная работа) [CC BY-SA 3.0], через Викисклад

8 июня (2016) Железнодорожная компания восточной Японии (JR higashi nihon) объявила о намерении перестроить станцию Харадзюку к Олимпийским играм 2020 года. Планируется проект, отвечающий современным требованиям, так как станция находится рядом с олимпийским объектом и ожидается большое скопление пассажиров. Удастся ли сохранить нынешнее здание станции - пока не определено. Руководитель компании Томита Тэцуро заявил, что вопрос будет рассмотрен с учетом мнения местных жителей и округа Сибуя. Однако по информации, которой располагает автор, решение о сносе по окончании Олимпийских игр уже практически принято.

В Париже или Нью-Йорке никто не позволил бы снести такое важное здание. Пресса заклеймила бы инициатора как вандала, чудовище и невежду. По своему варварству снос станции Харадзюку аналогичен уничтожению изваяний Будды в Бамиане афганскими талибами.

Нынешняя постройка 1924 года - самое старое деревянное здание железнодорожной станции в префектуре Токио, безусловно, стоящее того, чтобы его сохранить. Станция отвечает своеобразию зоны Харадзюку, именно в старомодном облике состоит её ценность. Именно станция делает это место похожим на Японию. Без неё Харадзюку был бы лишенным своеобразия модным кварталом, каких полно по всему миру.

Плакат против строительства высотного дома у храма 47 ронинов

Речь не только о станции. В 2013 году Yodobashi Camera (сеть гипермаркетов электроники) приобрела расположенный рядом с Мэйдзи Дзингу участок, на котором стояло старое здание штаб-квартиры компании Кокудо. Появление в таком месте объекта Yodobashi Camera убавит ценность Харадзюку. К тому же, по сведениям автора, в марте Yodobashi Camera обратилась к администрации округа Сибуя за разрешением на строительство выше разрешенных здесь 30 метров. Пока район отклонил заявку, однако надолго ли хватит его упорства?

Исчезающая атмосфера Японии

Самое поразительное в новости о перестройке станции Харадзюку состоит в том, что сообщившей о ней Томита Тэцуро одновременно возглавляет комиссию по туризму в Кэйданрэн ( крупнейшая предпринимательская ассоциация Японии - ЯА). Глава комиссии по туризму принимает решение об уничтожении туристического объекта, какие в Токио можно пересчитать по пальцам. Туристы не пойдут в Осаки, Сиодомэ, Западный Синдзюку и подобные безликие районы. Они направятся в Китидзёдзи, Горудэн Гай и на Каппабаси. Им нужно ощущение подлинного, которое дают такие атмосферные места, как станция Харадзюку.

Случаи, как со станцией Харадзюку, немыслимые в других развитых странах, происходят здесь постоянно. В то время, как множество туристов стремятся в Японию в предвкушении ее удивительного очарования, Япония уничтожает его своими руками. Токио стремительно превращается в музей разрушенного архитектурного наследия. Безвкусный шоппинг-центр Омотэсандо-хиллз недалеко от станции Харадзюку стоит на месте дома Додзюнкай (сейсмостойкие многоквартирные дома корпорации Додзюнкай, созданной после Великого землетрясения Канто 1923 года, стали новым словом в японской архитектуре и своеобразным памятником эпохи; в настоящее время все 16 зданий, построенных в Токио и Йокогаме в 20-30-х годах, снесены - ЯА). В самом центре района Тораномон на месте отеля Окура Токио, жемчужины послевоенной японской архитектуры, огромная дыра. Здания Музея современного искусства Хара и Токийского Музея садового искусства пока уцелели каким-то чудом.

Старое здание страховой компании Мэйдзи
Автор User: (WT-shared) Shoestring из wts викисклад (собственная работа) [Public domain], через Викисклад
В случаях, когда постройки "сохраняются", речь идет о полном разрушении всего, кроме фасада. Иностранные специалисты, посещавшие здание страховой компании Мэйдзи в Маруноути и другие "сохраненные" объекты, скажут вам, что это ужас.

Почему разрушают архитектурные сооружения, имеющие культурную ценность? Каждое решение о сносе мотивируют "неизбежностью". Ссылаются на высокие расходы на содержание, на опасное обветшание. Однако у этих зданий есть неизмеримая ценность, от их уничтожения теряет вся страна. Делать вид, будто их невозможно сохранить, укрепить и обезопасить - оскорбление в адрес японских инженеров.

Иностранный турист как надёжный союзник

В делах человеческих нет ничего "неизбежного". Решения о сносе прекрасных памятников архитектуры - результат выбора, который делают люди и который можно изменить. В Японии непомерно высокие издержки содержания и налоги на наследство вынуждают собственников отказываться от ценных зданий. Японии необходима система налоговых льгот, как во Франции, США и большинстве развитых стран, стимулирующая сохранение недвижимости с культурной ценностью.

Ночные бары Горудэн Гай

Однако для этого сами японцы должны встать на защиту архитектуры своей страны. Иностранные туристы их в этом поддержат. Благодаря им сейчас есть возможность сохранять старые здания. Снести Горудэн Гай стало непросто после того, как иностранцы начали еженощно стекаться в его бары.

На японских же политиков надежды нет. Поразительно, но сторонники кабинета Абэ, пропагандирующего лозунг "Япония - прекрасная страна", не предпринимают никаких усилий для защиты архитектурного наследия, выражающего национальную самобытность. Очень печально, что кандидаты на выборах мэра Токио не высказали никакого мнения по этому вопросу, крайне важному для будущего города.

Мэру Токио Юрико Коикэ стоило бы съездить посмотреть на парижский квартал Марэ. Облик его дышащих народной атмосферой улиц сохранился в послевоенное время, и сегодня это самый высококлассный и популярный среди туристов район. Его любят и молодые туристы из Японии. Лет через 20 Канда могла бы стать, как парижский Марэ. Может быть, мэру стоит привнести в Токио парижские ценности? Как минимум, следует начать дискуссию о том, что даст Токио сбережение культурного наследия.

Старая Центральная почта (c)magoemon.exblog.jp
Японские политические деятели должны выступить за сохранение исторических зданий. Практически сразу после объявления о реновации станции Харадзюку японские СМИ сообщили о кончине бывшего министра по административным делам и коммуникациям Кунио Хатояма (член известного политического клана Хатояма, сторонник добрососедских отношений с Россией, скончался в июне 2016 - ЯА). Это его единственный голос спас от разрушения часть исторической центральной почты перед станцией Токио.

Может быть, этим он запомнится будущим поколениям - в отличие от многих других политиков. Было время, когда японские деятели считали, что есть на свете важные вещи помимо денег. Остаток старой почты, ставший частью комплекса JP Тауэр, служит тому лучшим свидетелем.


Что мы теряем с переездом рынка Цукидзи

Акира Охаси

В августе 2016 года новая администрация Токио приняла решение отложить переезд рыбного рынка Цукидзи из-за сохраняющихся опасений относительно экологической обстановки на новой площадке в Тоёсу. По состоянию на июнь 2017 решение о сроках не принято - ЯА.

В ноябре (2016) с переездом в Тоёсу наконец будет поставлена точка в 80-летней истории крупнейшего в мире рынка, "кухни Японии" - внутреннего рынка Цукидзи. Возникший в эпоху Токугава в Нихонбаси рыбный привоз переехал в Цукидзи после великого землетрясения Канто 1923 года. Строительство нынешнего рынка завершилось в 1935 году.

Рынок Цукидзи
By Humanoid one (Own work) [CC BY-SA 3.0], via Wikimedia Commons

Рынок Цукидзи служил основой пищевой кудьтуры Японии, однако устарел и стал тесен. Реконструкция по разным причинам оказалась затруднительна, и в 2001 году состоялось решение о переносе в Тоёсу. Однако возражения слышны и поныне.

Самая большая проблема состоит в загрязнении почвы на новой площадке, где раньше стоял завод. Город принял меры, однако их критикуют как недостаточные. Есть множество других вопросов - плохая транспортная доступность, неудобное устройство. "Весь переезд за счет арендаторов, потребуются расходы на приобретение холодильников и прочее. Многие пожилые торговцы, у которых нет наследников, бросят здесь свой бизнес", - говорит продавец с внутреннего рынка.

Пересмотр плана на данном этапе вряд ли возможен. Но с точки зрения иностранцев, которые хорошо знают Цукидзи, это выглядит так, будто Токио готовится выбросить культурное наследие, которое связывает эпоху Эдо и современность.

15 октября состоится национальная премьера документльного фильма "Волшебный мир Цукидзи", съемки которого шли целый год (режиссёр Эндо Сётаро). Рестораторы, торговцы, посредники рисуют объемную картину особого мира.

Один из опрошенных авторами - профессор Гарвардского университета Теодор Бестер, ученый-культуролог, написавший по итогам многолетних полевых исследований книгу "Цукидзи". Он наблюдал множество рынков по всему миру и утверждает, что Цукидзи нет равных по масштабу (количество связанных с рынком людей и разнообразие предлагаемого товара) и скорости оборота (быстрота распродажи и свежесть продукции). "Через Цукидзи проходит огромное количество разнообразных морепродуктов, отличающихся от сезона к сезону, работа с ними требует очень глубокой квалификации. Связь рынка с пищевой культурой здесь много глубже, чем где-либо еще в мире. Работники рынков - всегда профессионалы, но люди Цукидзи по своим знаниям и навыкам сверхпрофессиональны".

Культурная ценность места

Туристы тоже больше не смогут прикоснуться к обаянию старого рынка. В Тоёсу им отведут застекленную галерею и не оставят возможности, как сейчас, свободно ходить по кипящим энергией рядам, общаться с торговцами.

От внутреннего рынка к внешнему, далее к заведениям Гинзы и других близлежащих районов - эти пространственные связи, важные для ощущения близости к источнику продуктов, тоже прервутся. Кроме того, Бестер указывает на культурную ценность места. Как Голливуд и Уолл-Стрит, Цукидзи играет роль физического центра целой отрасли. Переезд в Тоёсу сравним по последствиям с переносом или переименованием Голливуда.

Одна из причин, по которой решение о переезде не имеет обратного хода, состоит в подготовке к Олимпийским играм 2020 года. Магистраль от центра Токио к олимпийской деревне Харуми пройдет через Цукидзи, и, чтобы уложиться в график строительства, необходимо как можно скорее приступить к сносу.

Рынок встречает свой конец, практически, под нажимом грубой силы. Однако и против переезда из Нихонбаси в Цукидзи были протесты. Возможно, Тоёсу тоже когда-нибудь станет важным культурным достоянием Токио.



о сайте&new    места    люди    инфо    здесьбылЯ    исткульт    японовости    контакты    fb